Все системы

Дмитрий Слободкин: "Где у страны деньги на спорт?"

Колонка эксперта
23.11.2020


Недавно 06.10.2020 г состоялось заседание Совета по физической культуре и спорту при Президенте РФ. В ноябре 2020 г. должно состояться утверждение стратегии развития физической культуры и спорта до 2030 г., разработанной с учетом проекта «Спорт – норма жизни», являющаяся частью национального проекта «Демография». В одном из выступлений на заседании Совета по физической культуре и спорту при Президенте РФ было предложено увеличить отчисления на спорт от проведения лотерей и букмекерских компаний, также был обозначен объем средств на капитальный ремонт спортивных сооружений по всей стране в размере около 30 млрд. руб. Вот и я, со своей стороны, решил вместе с вами, читателями, помочь изыскать дополнительные средства на важнейшую для России и для нас граждан программу «Спорт – норма жизни» нацпроекта «Демография». Пусть, как это предусмотрено проектом, количество граждан нашей страны, имеющих возможность заниматься спортом бесплатно, достигнет 70%!

Любые стратегии или проекты неотделимы от вопроса первостепенной важности - их финансирования. Понятно, что основная доля расходов на государственные стратегии и программы направляется из Госбюджета РФ, но не следует забывать, что исторически сложилось так, что государства разрешали и разрешают до настоящего времени проведение на своей территории азартных игр (лотерей, ставок на спорт, игр в казино и на игровых автоматах) для пополнения бюджета и на общественно значимые программы и проекты. Значительные суммы от налогов с азартных игр, поступают в бюджеты многих стран. Сегодня гражданам РФ известно, что некоторые налоги в РФ идут на развитие спорта, но трудно найти на какие, собственно, конкретные цели направляются средства от азартных игр и, самое главное, как они фактически расходуются. Практически невозможно найти информацию о доходах и о расходах компаний, занимающихся проведением азартных игр в РФ.

Для аккумулирования средств на программу развития физической культуры и спорта, контроля за их прозрачностью и целевым расходованием предлагается создать Фонд с аналогичным принимаемой программе названием «Спорт – норма жизни» под патронажем Президента РФ и созданием общественного Совета Фонда, который ежегодно публиковал бы отчет о расходовании средств на программу, о конкретно достигнутых результатах, привлекал бы в программу частные инвестиции, определял бы очередность финансирования объектов строительства и капитального ремонта спортивных сооружений, а также поставленные цели и задачи программы.

Полагаю, что дополнительные доходы от азартных игр в РФ могут составить не менее 25,9 млрд. руб. в год или более 250 - 270 млрд. руб. за 10 лет с учетом стабильного роста оборотов отдельных видов азартных игр. Рассмотрим возможность привлечения дополнительных средств в финансирование программы «Спорт – норма жизни».

В настоящее время игорный бизнес страны с учетом его «заключения» в игорные зоны приносит в виде налогов совершенно незначительные суммы, которые в соответствии с действующим законодательством РФ направляются в бюджеты субъектов федерации, в которых открыты игорные зоны. Оборот от игр в казино и на игровых автоматах составил по оценкам экспертов (официальных публикаций об обороте, доходах и расходах нет) в 2019 году около 15 млрд. руб., уплаченный налог - 2, 04 млрд. руб., доля налогов в обороте составляет 13,6%. Поскольку субъекты федерации уже участвовали своими средствами в выполнении стратегии развития спорта до 2020 г. и израсходовали из региональных и муниципальных бюджетов около 30 млрд. руб. на развитие спорта, можно предусмотреть, что налог на игорный бизнес целевым образом с 2021 года по 2030 год может направляться на программу «Спорт – норма жизни» нацпроекта «Демография» с перечислением этих средств в Фонд «Спорт – норма жизни».

   Букмекеры перечисляют в госбюджет меньше налогов при обороте в 14 раз больше, чем у казино, составившем в 2019 году 209,6 млрд. руб., целевые отчисления на спорт составили в 2019 году 1,13 млрд. руб., а налог в бюджет - 774 млн. руб. (по данным, озвученным на заседании Совета по физической культуре и спорту), доля налогов в обороте составляет 0,8%.

   Больше всех налогов в виде целевых отчислений перечисляют в госбюджет РФ государственные лотереи: 2,63 млрд. руб. при обороте (объем продаж лотерейных билетов) в 57 млрд. руб. в 2019 году, доля налогов в обороте составляет 4,6%. Собственно, название государственные их к тому и обязывает.

   На вопросе размера отчислений дополнительных средств для программы «Спорт – норма жизни» от государственных лотерей в бюджет РФ хочется остановиться подробнее. Государственные лотереи в РФ, несмотря на название «государственные» и на получение от государства фактически бесплатно всего лотерейного рынка РФ, на проведение лотерей уплачивают одну из самых низких ставок налога в мире, которая фактически составляет 5% от объёма продаж лотерейных билетов (далее ОПЛБ). Призовой фонд гослотерей в РФ составляет 50% от ОПЛБ, а 45% ОПЛБ достается оператору на все расходы на проведение лотерей, распределение которых даже по основным статьям затрат является фактически закрытой информацией. Следует подчеркнуть, что такого соотношения распределения ОПЛБ гослотерей найти в других странах мира не удалось, просто такой «государственной благотворительности» в отношении частных компаний-операторов гослотерей в других странах нет. В разных странах при проведении гослотерей уровень призового фонда составляет около 50% от ОПЛБ, компания-оператор обычно получает комиссию в виде определенного процента от ОПЛБ в пределах 1-5%. Государство четко контролирует расходы на проведение лотерей, они публикуются для общественного контроля (лотереи ведь государственные) и составляют около 13%-15% от ОПЛБ, включая процент комиссии распространителям лотерейных билетов. Вот мы и добрались до доходов государства от проведения лотерей в разных странах, которые составляют 35% и более от ОПЛБ, а не какие-нибудь неприлично выглядящие 5% как в РФ, наводящие на серьезные сомнения в квалификации тех, кто эти проценты предложил, или на некоторые другие мотивы такого решения. Таким образом, в значительном количестве стран отчисления операторов гослотерей в бюджет и на значимые национальные проекты достигают 35% и более. Контроль за расходами оператора со стороны государства понятен, ведь от раздувания расходов оператором государство теряет налоги. Одним из важных показателей уровня качества работы оператора гослотерей как раз и является уровень расходов на проведение лотерей, и при необоснованном завышении затрат с учетом жесткой конкуренции лотерейных компаний на мировом рынке государство может сменить оператора гослотерей, чтобы получать больше налогов.

Вот мы уже с вами спокойно нашли для важной программы национального проекта «Демография» дополнительную сумму более 14 млрд. руб. в год целевых отчислений от лотерей или 25% от ОПЛБ гослотерей. ОПЛБ гослотерей показывает ежегодный рост около 15-20%, значит и отчисления будут ежегодно расти примерно на 2-3 млрд. руб.

   Возможно ли найти увеличение финансирования программы «Спорт – норма жизни» нацпроекта «Демография» в игорном бизнесе (казино, игровые автоматы, букмекерские конторы)? Конечно, возможно - путем введения дополнительной ставки налогообложения. В ряде зарубежных стран имеется положительный опыт формирования налоговых ставок с игорного бизнеса не только в виде фиксированной ставки с единицы игорного оборудования как в РФ, но и процента с оборота (до 6%) на общественно значимые проекты, который в нашей налоговой системе отсутствует. Проблема введения ставки с оборота заключается в том, что наше государство, установив фиксированные ставки с единицы игорного оборудования или с кассы букмекера, пункта приема ставок, фактически потеряла интерес к контролю за основными показателями игорной деятельности: доходами и расходами, которые подлежат жесткому контролю практически везде, где разрешена игорная деятельность. С учетом сложившейся доли налогов в обороте букмекерских контор и казино и их оборотов и доходов в РФ предлагается установить дополнительную дифференцированную ставку налога с игорного бизнеса: с дохода букмекерских контор – 2,5%, с оборота казино и игровых автоматов - 2%. Такие ставки вполне приемлемы для игорного бизнеса, и позволят пополнить отчисления на общественно значимую программу нацпроекта «Демография». С букмекерских компаний 2,5% составят около 5,0 млрд. руб., а с казино и игровых автоматов 2% - около 0,3 млрд. руб. Все данные по налогообложению азартных игр с дополнительными ставками налогов можно представить в виде следующей таблицы.

НАЛОГИ НА АЗАРТНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ПРОГРАММЫ "СПОРТ - НОРМА ЖИЗНИ" (МЛРД. РУБ.)

№№П/П

ВИДЫ АЗАРТНЫХ ИГР

ОБОРОТ

НАЛОГ

ДОЛЯ

ДОП. НАЛОГ НА

ДОП. НАЛОГ НА

СУММА НАЛОГА

2019 ГОД

2019 ГОД

НАЛОГА

ЛОТЕРЕЮ - 25%

ИГОРНЫЙ БИЗНЕС

С ДОПОЛНЕНИЯМИ

1

КАЗИНО

15

2

13,6

0,3

2,3

2

БУКМЕКЕРСКИЕ КОНТОРЫ

209,6

1,9

0,9

5

6,9

3

ГОСЛОТЕРЕИ

57

2,6

4,6

14

16,6

4

ВСЕГО:

 

 

281,7

6,6

 

14

 

5,3

 

25,9

Итак, за счет введения вполне обоснованных дополнительных налогов на азартные игры в РФ (лотереи, ставки на спорт в букмекерских конторах, игры в казино и на игровых автоматах), мы с вами изыскали для программы нацпроекта «Демография» около 19,3 млрд. руб. Если к сумме в 19,3 млрд. руб. рассчитанных нами дополнительных налогов с азартных игр приплюсовать сумму полученных налогов в 2019 году в сумме 6,6 млрд. руб., которые не уменьшатся в последующие годы, а только увеличатся, то отчисления на программу «Спорт – норма жизни» составят не менее 25,9 млрд. руб. в год или около 250 - 270 млрд. руб. за 10 лет, которые можно использовать на капитальный ремонт и содержание спортивных сооружений, на финансирование бесплатных спортивных секций, т.е. на цели предусмотренные программой «Спорт – норма жизни».

Вот мы с вами и оказали существенную помощь по выполнению программы «Спорт -норма жизни», являющийся составляющей частью национального проекта «Демография», выполнение которой контролирует Президент РФ, а выгодоприобретателями являются все граждане РФ.


Д.Я.Слободкин

Возврат к списку


КТО СЕЙЧАС НА ФОРУМЕ: