Почему нелегальные площадки лишились доли выручки
.png)
Рынок интернет-пиратства в России упал на четверть. Как подсчитали в компании Group-IB, его объемы сократились впервые за пять лет. В денежном выражении этот рынок потерял за год почти $25 млн. Вместе с тем интерес россиян к пиратскому контенту остался на прошлогоднем уровне. Поисковые системы зафиксировали более 10 млрд запросов на нелегальный просмотр фильмов и сериалов. Год назад в России начал действовать так называемый антипиратский меморандум — соглашение между крупнейшими правообладателями и интернет-компаниями. Согласно документу, поисковики должны удалять из выдачи ссылки на нелегальный контент, а Роскомнадзор блокировать доступ к сайтам, которые его распространяют.
Именно меморандум лишил российских пиратов существенной доли выручки, считает гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин: «Проводились интенсивные блокировки с помощью судебных решений и закона о “зеркалах”. В Госдуму будет внесена антипиратская инициатива, которая должна прийти на смену меморандуму. Кроме того, мы добавим туда еще и ускоренную внесудебную блокировку сайтов, которые занимаются рекламой казино, букмекеров и так далее, поручив эту работу Федеральной антимонопольной службе. Этот комплекс мер должен, по нашему мнению, позитивно сказаться на балансе сил».
При этом последние годы пиратский рынок в России уверенно рос. Только за 2016-й его объем увеличился вдвое. К этому привело развитие крупных сервисов, которые снабжали нелегальные площадки контентом и рекламой, объясняет замруководителя направления интеллектуальной собственности Group-IB Дмитрий Тюнькин: «Самая активная фаза роста — это 2015-2017 годы, когда из сайтов-однодневок пираты создавали большие коллаборации. Впоследствии рынок был снабжен техническими инструментами для того, чтобы размещать контент на сайтах. Пираты создали так называемые CDN, которые объединяли на своих серверах обширнейшие базы и стали предлагать не просто доставку контента, но и средства монетизации, что привело к довольно серьезному росту “серого рынка”. Размещая плеер, прокручивалась реклама запрещенных тематик, в том числе нелегального казино и ставок — эти технологии и привели к росту».
Срок действия антипиратского меморандума истекает 31 октября. При этом интернет-компании и медиахолдинги уже продлевали его в сентябре. Участники рынка ждут, когда антипиратские поправки внесут на обсуждение в Госдуму, но этого пока так и не произошло.