РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ РАЗВИТИЯ ИГОРНОГО БИЗНЕСА
vsesystemy.comhttps://ces777.ru/slot-soft.rudominator.bizcкачать 1xBet на Андроидwww.bestchange.ruintercash-world.com
rarib.ru
rarib.ru

Обманчивая стабильность

22.03.2016


Приступ январской валютной лихорадки сменился весенней стабилизацией. После «черного четверга», когда доллар превысил отметку в 85 рублей, в марте национальная валюта укрепилась на 25%. Какие факторы, помимо растущей цены на нефть, помогли «набрать вес», Betting Business Russia рассказал заведующий научно-исследовательской лабораторией анализа институтов и финансовых рынков Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Александр АБРАМОВ. Он уверен, что оптимистичный сценарий продлится недолго. Эксперт предупредил, что в среднесрочной перспективе правительство усилит фискальное давление. Пояснил, в каких сферах это произойдет и как затронет игорный бизнес.

— С чем связано нынешнее укрепление рубля, когда стоимость национальной валюты впервые с декабря 2015 года опустилась ниже 70 рублей за доллар?

— В укреплении рубля следует выделить два фактора: внешний и внутренний. Первый — подорожание нефти с $35 до $42 за баррель. Второй — объединенные усилия Центрального банка и Министерства финансов, которые удержали экономику от эмиссии лишних денег. На рефинансирование банковской системы выделялись меньшие суммы, более экономно расходовались бюджетные средства, что позволило заморозить финансовую систему. Добавим к этому растущие цены на нефть, продажу валюты из резервного фонда — и получаем укрепляющийся рубль.

— Как долго продлится эта тенденция?

— Оптимистичный сценарий не будет вечным, поскольку цены на нефть рано или поздно остановятся. Достигнут $40-45 за баррель, могут быть скачки повыше. Но на постоянную цену в $50 рассчитывать не стоит. Сейчас рост подпитывают надежды на то, что страны — экспортеры нефти (ОПЕК) достигли определенных договоренностей. На мой взгляд, договоренности гибкие: можно ожидать сюрпризов от Ирана, потом США начнут более предметно говорить о повышении ставок.

Если внешний фактор некоторое время будет благоприятно влиять на состояние национальной валюты, то внутренний создает угрозу для рубля. Экономика России стоит, и следует принимать меры, чтобы ее запустить. Правительству придется ослабить денежно-кредитную политику, рано или поздно Центробанк снизит ключевую ставку. Это значит, что банки получат лишние деньги, часть которых окажется на валютном рынке. Если удастся удержать нацвалюту на уровне 67-70 рублей за доллар, это будет большой удачей. Рубль будет обесцениваться, потому что в бюджет пойдут лишние, необеспеченные деньги. Но это цена за запуск механизма экономического роста.

— Когда можно ожидать снижения ключевой ставки?

— Предполагать сложно. Думаю, что к маю. Какое-то время все будут любоваться благостной картиной стабильности. Сейчас все СМИ ее активно транслируют. С точки зрения психологии, это верный ход, поскольку снижаются инфляционные ожидания, у населения и бизнеса негатив сменяется на острожный позитив. Думаю, поэтому Центробанк сохранил ключевую ставку, чтобы мы пару месяцев пожили в оптимистичном сценарии. Я бы на их месте точно так же поступил.

— До каких значений опустится рубль на новом витке девальвации?

— Вряд ли рубль будет пикировать, он сохранит волатильность. Считаю, что 75 рублей за доллар — наиболее низкие показатели. После чего опять немного повысится.

— Трехзначных показателей, выше 100 рублей за доллар, ожидать не приходится?

— Нет, таких цифр уже не будет. Они возникли, если бы нефть опустилась в цене ниже $20, то есть руль управления стал бы выпадать из рук правительства. Но они сумели удержать ситуацию и даже поддержать оптимистичный сценарий. Однако коридор нефтяных цен в $40-45 — тоже плохая ситуация для бюджета, когда создается видимость, что золотовалютные резервы не сильно используются, на текущие потребности средств хватает. Но не хватает денег на инвестиции, а без них нельзя изменить тренд в экономике. Чтобы его изменить, как мне кажется, Центробанк и Минфин пожертвуют рублем, ослабят денежно-кредитную политику.



— С 1 апреля повышается экспортная пошлина на нефть на $15,4. Для чего это было сделано и что даст бюджету?

— Не надо рассматривать отдельно повышение пошлин. Вводятся дополнительные платежи, с социальными взносами химия начинается. В совокупности получается жизнерадостная картина: правительство держит руку на пульсе, рубль стабилен и даже наметились признаки экономического роста. Но это призрачное спокойствие. Сейчас наиболее уязвимая точка в финансах — это бюджет. Потому что он не сводится даже при цене нефти в $50 за баррель. Повышение налога — показатель того, что с бюджетом ситуация нерадостная. Нельзя сказать, что катастрофическая, но поводов для оптимизма немного, поскольку бюджет не сводится. Его можно сбалансировать, если военные расходы убрать. Поскольку этого не произойдет, остается повышение налогов. В ближайшее время новости о повышении налогов потоком пойдут. И это станет свидетельством проблем с бюджетом.

— На ваш взгляд, каким станет уровень дефицита бюджета?

— Думаю, что удержат на уровне 3% с небольшим, до 5% не дойдет. Но ситуация складывается серьезная, потому что необходимо не только военные расходы финансировать, но и социальные. Их нужно увеличивать, инвестиции размораживать, а денег на это нет. Из этой «вилки» будут нарастать основы несбалансированности финансов, и это самая большая наша проблема.

— Какими инструментами можно противостоять этой проблеме?

— Регулярно манипулировать с социальными взносами, что в ближайшей перспективе нас ждет. Уже говорят о необходимости повышения общей ставки социальных взносов до 34%. Не так давно ограничили индексации социальных выплат, снизили уровень прожиточного минимума.

— Рост налогового бремени вы прогнозировали еще в январе. Не так давно появилась информация, что налоги в игорном бизнесе повысят в 10 раз, но она не подтвердилась. На ваш взгляд, таким способом бизнес предупредили о грядущем повышении, пусть и менее значительном?

— Десятикратное повышение налогов — это нечто нереальное. Так никто взносы не повышает. Это была информация мимо цели, возможно, какой-то отвлекающий маневр. Как скоро опубликовали опровержение?

— Через несколько дней. И это было не опровержение, а сообщение, что информация, полученная от источника, не подтвердилась.

— Стремительность, с которой пропала будоражащая информация, говорит не о том, что намерения регулятора быстро изменились, а о том, что публикация преследовала какую-то определенную цель, не имеющую ничего общего с ростом налогов.

Суть в том, что налоги можно повысить и в 10, и в 20 раз, любую цифру можно нарисовать. Но как их потом собрать? У фискальных органов после многократного повышения налогов возникнут трудности. Зачем их создавать на ровном месте? По-моему, это нелогично.

Следует учесть и тот факт, что игорный бизнес — не та сфера, где можно собрать большие средства. Другое дело — социальные взносы, различные платежи, пенсионные деньги — вот это лежит на поверхности, взять их можно без особых усилий. Пока эти резервы не исчерпаны, государство не станет заходить на поле, где трудно собрать деньги. Считаю, что с этой стороны игорному бизнесу пока ничего не грозит. В аналогичной относительной безопасности оказались валютные операции, банковский сектор, поскольку может возникнуть ненужный ажиотаж на финансовом рынке. Поэтому государство обратится к более спокойным источникам.


Источник: BettingBusiness.ru
Просмотрено: 9518 раз

Версия для печати | Обсудить на форуме

Все новости