Наверное, немногие сферы общественной жизни вызывают такой интерес наших законодателей, как деятельность по организации азартных игр. Законопроекты в этой сфере появляются с завидной регулярностью.
Так, в настоящее время в государственной думе на разных стадиях законодательного процесса находится более 14 законопроектов по внесению изменений в законодательство, регулирующее деятельность по организации азартных игр. Постараемся кратко рассмотреть наиболее интересные из них.
Субъект права законодательной инициативы - Член Совета Федерации А.П.Починок
Внесен в государственную думу 03.02.2010
Законопроект ожидает второго чтения.
Законопроект направлен на уточнение правового статуса пунктов приема ставок букмекерских контор и тотализаторов и предусматривает следующее:
1) определение понятия «пункт приема ставок букмекерской конторы (тотализатора)», под которым понимается специально оборудованное место (помещение), расположенное вне кассы букмекерской конторы (тотализатора), где принимаются ставки пари, выплачиваются выигрыши и организуется предоставление информации о принятых ставках и выплаченных выигрышах по сетям связи или информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе сети «Интернет», в кассу букмекерской конторы (тотализатора);
2) определение требований к содержанию служебной зоны и зоны обслуживания участников азартных игр в пунктах приема ставок букмекерской конторы (тотализатора).
Вероятность принятия законопроекта достаточно высока.
В случае если законопроект будет принят, правоохранительные органы не смогут квалифицировать принятие денежных средств и выплату выигрышей в пунктах приема ставок в качестве нарушения лицензионных правил и условий организаторами азартных игр.
2. Группа законопроектов, предусматривающая установление ответственности за нарушения в сфере азартных игр.
В этой группе мы объединили ряд законопроектов, предусматривающих внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Все они предусматривают административную ответственность для организаторов азартных игр в различных размерах (от 2 000 до 1 000 000 руб.) и во многом сходны. Ниже мы выделим некоторые особенности этих законопроектов.
Субъект права законодательной инициативы - Член Совета Федерации М.М.Капура
Внесен в государственную думу 21.04.2010
Законопроект ожидает первого чтения.
В законопроекте не учтена легальная возможность осуществления деятельности по организации азартных игр вне игорных зон в букмекерских конторах и тотализаторах.
Субъект права законодательной инициативы - Костромская областная Дума
Внесен в государственную думу 21.10.2010
Назначен ответственный комитет
Субъект права законодательной инициативы - Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан
Внесен в государственную думу 22.10.2010
Назначен ответственный комитет
Несмотря на достаточно значительные штрафы для организаторов азартных игр - юридических лиц, за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр без государственной регистрации в качестве юридического лица штраф установлен в размере от 3 000 до 4 000 руб.!
Кроме того, законопроектом предусмотрены административные штрафы за такие деяния, как:
1) нарушение правил представления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр;
2) непринятие организатором азартных игр мер по обеспечению личной безопасности участников азартных игр, иных посетителей игорного заведения, работников организатора азартных игр во время их нахождения в игорном заведении;
3) допущение организатором азартных игр посещения игорного заведения лицом, не достигшим возраста восемнадцати лет;
4) допуск к осуществлению организации и проведения азартных игр лица, не являющегося работником организатора азартных игр, или прием на работу у организатора азартных игр лица, не достигшего возраста восемнадцати лет;
5) использование организатором азартных игр в игорном заведении игорного оборудования, несоответствующего требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, технических регламентов, стандартов, а также иным обязательным требованиям, или игорного оборудования, не находящегося в его собственности;
6) расположение игорных заведений в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях и постройках, на земельных участках, на которых расположение игорных заведений запрещено федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а равно систематическое предоставление или содержание указанных объектов и территорий.
Субъект права законодательной инициативы - Депутаты Государственной Думы И.И.Саввиди, В.Я.Пекарев
Внесен в государственную думу 27.10.2010
Назначен ответственный комитет
Законопроект предусматривает сравнительно небольшие штрафы для юридических лиц.
Субъект права законодательной инициативы - Член Совета Федерации А.П.Починок
Внесен в государственную думу 07.12.2010
Направлен в профильный комитет
Один их самых обсуждаемых в настоящее время законопроектов, направлен на уточнение понятия «игровой автомат».
Автор законопроекта предполагает, что уточнение данного понятия позволит государству более эффективно бороться с незаконными азартными играми, и предлагает под игровым аппаратом понимать как собственно игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, так и:
Исходя из предложенного автором законопроекта определения игровым аппаратом можно будет признавать практически любой компьютер, на котором установлена какая-нибудь игра, совсем не обязательно азартная. Или, например, калькулятор - чем не электронное устройство для определения промежуточных комбинаций?
Другой вопрос, действительно ли поможет это определение борьбе с незаконными азартными играми? Ведь для квалификации какой-либо деятельности как азартной игры более важно не то, на каком оборудовании эта деятельность осуществляется, а то, присутствуют ли сами признаки азартной игры - ставки, материальный выигрыш, соглашение о выигрыше.
Субъект права законодательной инициативы - Депутат Государственной Думы И.И.Саввиди
Внесен в государственную думу 07.12.2010
Направлен в профильный комитет
Еще один законопроект господина Саввиди И.И., предусматривающий административный штраф для тех, кто принимает участие в азартных играх за пределами игорных зон (за исключением букмекерских контор и тотализаторов), а также с использованием информационно-телекоммуникационных сетей в размере от 500 до 2 000 руб.
Возникает вопрос, сможет ли государство эффективно контролировать данные правонарушения, и будет ли этот штраф являться сдерживающим фактором для желающих принять участие в незаконных азартных играх.
Субъект права законодательной инициативы - Член Совета Федерации А.П.Починок
Внесен в государственную думу 15.12.2010
Направлен в профильный комитет
Достаточно интересный законопроект, предполагающий дополнение Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» следующим положением:
«Результат пари, заключаемого в букмекерской конторе или тотализаторе, не может зависеть от события, связанного с действиями организатора азартных игр, его работников, участников азартных игр или возникающего случайным образом в результате использования технического оборудования или программных средств».
Таким образом, законопроект устанавливает ограничения на события, от исхода которых зависит выигрыш в пари, заключаемом в букмекерской конторе и тотализаторе.
С одной стороны, законопроект позволит эффективно бороться с некоторыми игорными залами, а с другой стороны, приведет к невозможности приема ставок букмекерскими конторами на события, записанные на сервере и выбираемые случайным образом.
Таким образом, можно выделить две группы законопроектов, находящихся на разных стадиях законодательного процесса в государственной думе.
Первая группа законопроектов направлена на установление ответственности как за незаконную организацию азартных игр, так и за незаконное участие в них. В различных законопроектах различаются основания возникновения ответственности и размер административных штрафов.
Вторая группа законопроектов связана с изменением, уточнением или конкретизацией положения закона № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Наиболее интересны (и получили наибольшее освещение в прессе) законопроекты Члена Совета Федерации А.П.Починка.
Версия для печати | Обсудить на форуме
Все новости