tvbet.tv

Продолжаются дебаты вокруг лотерейного бизнеса.

Новости игорного бизнеса
06.12.2012

Продолжаются дебаты вокруг лотерейного бизнеса.

 

В понедельник 03.12.12г. в распоряжении российских СМИ появилась информация, которая всколыхнула весь лотерейный рынок России. По опубликованной информации первый заместитель председателя правительства Игорь Шувалов провел рабочее собрание 16 ноября, посвященное обсуждению возможных поправок в закон "О лотереях" (http://news.mail.ru/politics/11158275/?frommail=1,   http://lenta.ru/news/2012/ 12/03/lottery/). Если говорить кратко, то во-первых предлагается просто закрыть все частные лотереи, за исключением стимулирующих, а во-вторых оставить полномочия проведения государственных лотерей только у министерства финансов ("Спортлото") и министерства спорта ("Гослото").

Инициатором запрета негосударственных лотерей было Минэкономразвития, эта тема обсуждается уже несколько лет и была поднята еще экс-министром экономического развития Эльвирой Набиуллиной. В этом ведомстве считают, что благодаря такому решению доходы бюджета от проведения лотерей могут увеличиться с нынешних 1 млрд до 10 млрд. руб. Так ли это? Минфин, как сообщают "Ведомости", считает, что эти ожидания беспочвенны и резкого увеличения доходов ждать не стоит.

 

Возможно ли принятие таких поправок? Что реально могло служить посылом для подобных решений? И чего реально ждать от рынка в дальнейшем?

Компания ЛотПром, как один из давних экспертов лотерейного рынка и как разработчик и патентообладатель самых громких лотерейных проектов в России (лотерейные клубы, электронные лотереи, бинго клубы), решила предоставить свою экспертную оценку всему происходящему и ответить на заданные ответы.

 

Возможно ли принятие таких поправок?

Чтобы ответить на данный вопрос, надо оценить текущих игроков на рынке. По данным сайта ФНС РФ на данный момент было выдано порядка 4000 разрешений. Если оценивать все выданные разрешения поверхностно, то можно сделать те же выводы, что и многие журналисты - выдано большое число лотерей неизвестным никому компаниям- организаторам. Но все не так просто. Во-первых, не все известные лотереи, имеющие раскрученные бренды, проводятся организаторами с одноименными названиями. Во-вторых, учитывая непредсказуемость сроков и порядка выдачи разрешений налоговой, многие реальные игроки лотерейного рынка страховались, получая «запасные» лотереи. В итоге, если внимательно проанализировать весь реестр выданных разрешений, то, наверное, более 50% разрешений имеют отношение к реальным игрокам рынка. При этом многими организаторами коммерческих лотерей разрешения получены недавно и на достаточно длительный период, и просто так аннулировать их будет как минимум не законно.

Важный фактор, на который также необходимо обратить внимание, это то, что в ряд лотерейных брендов вложены колоссальные денежные средства, а заявленные объемы тиражей в денежном эквиваленте превышают годовые бюджеты некоторых не крупных государств. Явным примером таких лотерей может послужить, например проект «Золотой ключ» проводимый лотерейной компанией «Интерлот» (структура АФК системы). Такие продукты являются самостоятельными крупными проектами, и их собственники явно не планируют уходить под чужие разрешения.

Другая, не менее, а возможно и более влиятельная группа лотерейных организаторов, это различные общественные организации, проводящие самостоятельно лотереи в рамках своих уставных целей. Уже более 15 лет на рынке существует целый ряд лотерей, проводимых например такими общественными организациями как Российский Фонд Культуры. Наличие подобных лотерей исторически обусловлено тем, что еще до принятия закона о лотереях в 2003 году, право на проведение лотерей получали в первую очередь общественные организации. Деятельность данных компаний всегда имела огромную значимость и была направлена на реализацию социальных программ и финансирование социально значимых для населения объектов и мероприятий.

Все добросовестные участники лотерейного рынка, в соответствии с законом «О лотереях» ежеквартально переводят 10% от суммы проданных лотерей в социальную сферу. Очевидно, что данные компании, по сравнению с ситуацией в 2008 году во время принятия закона об игорном бизнесе, имея больший социальный вес, чем участники игорного бизнеса, не проигнорируют планы МинФина и будут максимально противодействовать принятию поспешных решений. И это логично, так как во всем мире лотереи относятся к социально ответственному бизнесу.

Таким образом, очевидно, что в России лотерейный рынок имеет множество  сформировавшихся крупных и социально значимых игроков, которые не пропустят мимо своего внимания любые ограничивающие их права поправки. 

 

Что реально могло служить посылом для подобных решений?

По мнению представителей власти и инициаторов поправок к закону, сейчас ключевой проблемой Российского лотерейного рынка является большое количество безответственных и непрофессиональных организаторов лотерей. И как вывод единственный способ, это просто закрыть их и отдать все в управление государству. Давайте проанализируем данный факт.

 

Что касается «большого» количества безответственных и непрофессиональных лотерей, то мы на данный вопрос частично дали ответ выше. Следует более подробно проанализировать профессиональность игроков. К сожалению все, что мы сейчас видим в исполнении существующих государственных проектов, это или просто копирование европейских  лотерейных проектов с использованием их же технологий или попытка монополизировать крупные банковские сети со стандартными бумажными лотереями. Но как результат, ряд частных лотерейных проектов, например, такие как тиражная лотерея «Бинго Бум», имея всего лишь 300 точек продаж, уже обгоняют по продажам проект «ГосЛото» с 5000 точек продаж.

Очевидно, что все  это известно и нашим законодателям, так как все данные официально публикуются и имеются в распоряжении МинФина.  Тогда какова же реальная причина планируемых репрессий.

 

Если проанализировать информационные сводки за последние несколько месяцев, то становиться ясно, что причиной всему является, все тот же пресловутый игорный бизнес, только теперь не камуфлирующийся под «стимулирующую лотерею» в лотерейных клубах, а гордо называющийся «Электронные лотереи». Так в последнее время в СМИ появилось масса информации, во многих случаях явно заказного характера, призванная сформировать негативное мнение и подорвать доверие населения ко всем организаторам лотерей, ссылаясь на факт массового засилья лотерейных терминалов разного вида (http://www.1tv.ru/sprojects_edition/si5875/fi19264http://www.youtube.com/watch?v=uGqQpHMz0GE&feature=player_embedded). При этом многие журналисты пытаются отнести лотереи к азартным играм, не вдаваясь в подробности. А как известно, вопреки их мнению, лотерейный бизнес в России не относится к игорному и регулируется не много ни мало, а собственным законодательством. 

Да, понятно, что наличие закона «О лотереях» не избавило лотерейный рынок от недобросовестных участников. После введения в России запрета на деятельность игорных заведений по всей стране, кроме специально отведённых для этого зон, владельцы игорных заведений стали агрессивно внедряться в данную сферу пытаясь маскировать проведение азартных игр под видом различных лотерей. Но это не значит, что все остальные игроки лотерейного рынка, активно использующие современные технологии продаж, также нарушают закон.

Так, к примеру, все действующие государственные проекты лотерей первым делом запустили продажу в более чем 250 000 терминалах платежной системы КИВИ. При этом лотерея «Победа» так вообще начала свой проект с запуска интернет сайта по продаже электронных мгновенных лотерей, которые уже не подпадают под понятие он-лайн лотерей (так как онлайн лотереи по закону могут быть только тиражными). Значит можно сделать вывод, что использование терминального оборудования и каналов связи как минимум законно и не является фактором организации игорного бизнеса.

Учитывая, что компания ЛотПром, является автором технологии Электронных мгновенных лотерей, доказательством чего служат десятки патентов, и первым организатором в России, получившим соответствующее разрешение на проведение лотереи, мы как никто другой имеем представление о том как же должна работать законная электронная лотерея.

Самое главное нужно понимать, большинство нарушителей пришло из игорного бизнеса, неся с собой привычные и понятные им принципы и алгоритмы игры. Ключевыми признаками являются:

1.      Внутренняя генерация выигрышей на терминале.

Все игровые аппараты построены на реагировании терминала на поведение игрока (активность игры, размер ставок, размер купюр и пр.) и на показатели ряда счетчиков аппарата, таких как например Ин/Аут.  Представители игорного бизнеса прекрасно понимали, разрабатывая «Лотерейные» программные продукты, что повторить сложные алгоритмы популярных игровых программ, таких разработчиков как Игрософт и Новоматик, используя линейную математическую модель лотерей сложно и практически не возможно. Поэтому они были вынуждены, сохранить их в исходном виде, замаскировав их непосредственно в коде программы терминала. При этом все номера билетов присваиваются локально или на сервере уже после выдачи игровой комбинации, а связь с сервером нужна лишь для передачи статистики о продажах и состоянии терминала в одну сторону.  

2.      Риск-игры.

Все кто, хоть раз играл в игровые аппараты, слышал такое слово как «Пробивка» -  дополнительная игра, позволяющая рискнуть выигрышем с целью неоднократно удвоить его. Тонким моментом тут является, тот факт, что в случае неудачи игрок теряет выигрыш, то есть, по сути игра является платной и не может являться каким либо бонусом или акцией. Казалось бы ничего страшного - игрок просто покупает еще один билет, но суть Риск - игры базируется на пошаговом частичном вскрытии игровых поле (часто это открытие одной карты) - то есть по факту является вероятностной лотереей. Возникает вопрос, на каком основании на терминале проводится вероятностная игра при наличии разрешения лишь на простую бестиражную лотерею. Ответа Вам адекватного никто не даст, так как его по сути нет, просто Риск - игры настолько популярны, что незаконные организаторы псевдо лотерей пренебрегают осторожностью и дают игрокам то, что те от них ждут

3.      Отсутствие выдачи чека.

Чек в случае участия игрока в лотерее на терминале, является единственным документом, который позволит в дальнейшем доказать факт его участия в лотерее в случае необходимости получения выигрыша или возникновения спорных ситуаций. Но помимо всего для недобросовестного организатора лотерей, чек служит нежелательным доказательством незаконного оборота или, что еще хуже демонстрацией повторяющихся номеров лотерейных билетов. Как следствие, часто встречаются терминалы без принтеров. 

4.      Завышенный призовой фонд лотереи.

Опять же заимствуя опыт и технологии игорного бизнеса, нарушители не могут не сохранить привычную «отдачу» терминала. При этом наиболее эффективными процентами отдачи игровых аппаратов были проценты от 85% и выше. При этом это процент отдачи аппарата (процент выдачи аппаратом денег от внесенных дненег), а не процент призового фонда лотереи, который при этом обычно процентов на 10 больше. Понимая эти данные не сложно просчитать простую арифметику, если ПФ лотереи составляет более 90%, то тогда с чего организатор платит положенные для всех 10% целевых отчислений. 

5.      Номиналы лотерейных ставок и выигрышей, не соответствующие условиям и данным, указанным на сайте ФНС.

На базе той же логики, качественная игра требует широкого диапазона номиналов, как самих лотерей, так и выигрышей в них. Тут проверить добросовестность организатора  просто, надо лишь сравнить данные, заявленные на сайте ФНС РФ и в условиях лотереи. Часто выявляются сильные расхождения. 

6.      Отсутствие договоров с производителями лотерейных билетов на все выпускаемые тиражи.

Другим важным параметром для контроля законности является договор с производителем на производство лотерейных билетов. Каждый купленный игроком билет должен фигурировать в договорах на изготовление у организатора или оператора лотереи. Лотерейный билет - это бланк строгой отчетности, относящийся к защищенной полиграфической отчетности, в связи с чем, организатор обязан вести номерной учет. Но самое главное кроется в другом, такой же учет ведут производители билетов. Так что достаточно всего лишь убедиться, что информация о производителе указана на терминале, и сделать запрос на счет фактического производства данного билета. И еще сделать выборку в большом числе аппаратов и проверить на повторения номеров. 

7.      Отсутствие на складах хранения всех реализуемых через терминалы лотерейных билетов.

В продолжение следующего пункта, важно понимать, что если организатор работает по разрешению, выданному на проведение классической бумажной лотереи, то он обязан реально изготавливать билеты и хранить в доступном месте. При этом само собой по первому требованию игрока он должен выдать его для подтверждения, например, суммы выигрыша. Никакая оферта не может запретить игроку реализовывать свои права оговоренные законом о лотереях. 

 

При всем при этом, у всех незаконных лотерейных аппаратов всегда есть «полный» комплект разрешительной документации, которая идеально формирует первое мнение у проверяющих органов о законности деятельности. Но как Вы можете посудить, взглянув на сертификат соответствия на терминал, сотрудник правоохранительных органов не сможет проверить те реальные параметры, которые могут показать на сколько действительно законно проверяемое оборудование. Этим к сожалению и пользуются мошенники.

Как же должна, проводиться законная лотерея на терминалах. Примером безупречной работы служит проект «Сантехник» от компании «КSI». Рассмотрим на их примере порядок проведения законных электронных или бумажных лотерей с использованием терминала. Этот процесс выглядит следующим образом

1.             Генерация информации.

На первом этапе, на производстве происходит Генерация переменной информации (на схеме - "Генератор"). Она заключается в разработке математической модели тиража, в которой выигрыши следуют в определенном порядке, обеспечивающем наиболее интересный для игрока процесс игры. При этом выдерживается необходимый призовой фонд тиража.

2.             Производство билетов.

Заключается в печати  бумажных билетов с нанесение на них переменной игровой информации в соответствии с разработанной ранее математической моделью. Игровая информация при этом закрывается защитным стираемым слоем. При этом на сервере производителя сохраняется электронный образ каждого билета.

3.             Отгрузка билетов Организатору.

Далее происходит передача билетов Организатору. Помимо самих билетов организатору передается база данных номеров и проверочных кодов на всю партию.  Данная информация загружается на его сервер для дальнейшего распространения по лотерейным терминалам

4.             Распространение билетов по сети реализации

Далее есть два варианта. Либо организатор отгружает билеты по сети для установки в специальные терминалы, оснащенные сканером штрих-кода. Либо он их оставляет храниться на складе, отгружая на терминалы дистанционной торговли их номера и коды.  Ключевое отличие лишь в том, что в пером случае терминал узнает о номере билета отсканировав штрих-код, а во втором случае получив электронный образ билета с закодированным номером и кодом. В любом случае вся работа ведется при строгом контроле со стороны сервера организатора. Загруженная на сервер Организатора партия билетов разрешается к продаже для всех или некоторых лотерейных терминалов, при продаже терминал обращается на сервер или за самими образами билетов или за подтверждением того, что отсканированный номер билета есть в той последовательности, которая была сгенерирована и загружена. Таким образом, продажа билетов на лотерейном терминале происходит строго в соответствии с заложенной на производстве математической моделью - конкретной закладкой выигрышей.

5.             Продажа билетов и выплата выигрышей

После выявления номера билета и соответствующего ему кода, наступает самый ответственный момент - определение выигрыша. Понятно, что организатор не в праве знать и иметь у себя заранее сопоставление выигрыша и номера. Для этого с терминала отправляется запрос с указанием кода билета на сервер производителя, где и происходит сопоставление ему соответствующего выигрыша. Получив результат по конкретному билету или по серии билетов, терминал отображает его с помощью красивой анимации, которая, по сути, просто является средством визуализации размера выигрыша. Сам выигрыш лотерейный автомат выдает наличными или чеком. Все события терминал отправляет на сервер Организатора в режиме on-line, что позволяет Организатору оперативно получать отчетность о реализации лотерей.

Как показывает описанная выше схема работы, видно, что реализация законного механизма проведения электронных лотерей с использованием лотерейных терминалов полностью противоположна по свой логике и исключает генерацию выигрыша на самом терминале. Законная схема является прозрачной, затратной и технически сложной процедурой. Как следствие нарушителям гораздо проще имитировать указанные процессы, приправив свою лотерею дополнительными игровыми фишками такими как риск-игры. Как следствие, рынок заполняется, по сути, игровыми аппаратами, прикрывающимися незначительным пакетом документов.

Рынок нелегального лотерейного оборудования сейчас настолько вырос, что это стало бросаться в глаза и как следствие раздражает общественность и организаторов государственных лотерей, которые в свою очередь привлекли внимание представителей МинФина к данной проблеме.     

 

И чего же реально ждать от рынка в дальнейшем?

 

Проанализировав все выше изложенное, можно сделать вывод: На наш взгляд государственной монополизация на лотерейном рынке не будет это точно, но вот ужесточение требований к происходящим процессам нас ожидает и очень серьезное! Со своей стороны мы считаем, что это только положительно скажется на развитии лотерейного рынка, так как избавит его от суррогатных технологий.

Но во избежание еще большего обострения ситуации, хотелось бы обратиться ко всем участникам лотерей - научитесь отличать законное от незаконного и не поощряйте тех, кто бросает тень на всю отрасль, это может привести к полному закрытию бизнеса для всех Вас.  

 

Постскриптум.

 

В заключение также хотелось бы обратить общее внимание на еще один немало важный факт свойственный лотерейному рынку РФ. Помимо банального мошенничества в нашей стране процветает другой вид правонарушения. Наши граждане не привыкли обращать внимание на такой важный аспект видения бизнеса, как интеллектуальная собственность. Все считают, что можно легко и просто подсмотреть чужие разработки и запустить аналог. Примеров такого поведения можно привести достаточно, но мы не будем этого делать здесь. Мы просто надеемся, что ситуация в ближайшее время поменяется, не даром ведь руководство нашей страны обращает последнее время  свое внимание на данную сферу, и определяет интеллектуальную собственность, как  ключевой механизм защиты прав предпринимателей.

Для общей информации приведем лишь малую часть того, что на данный момент активно используется все рынком в нарушение наших прав.

 

 

 

Направление

Вид объекта

Название

Страна

№ охранн. док-та

Дата приоритета

Электронные лотереи

Пр ЭВМ / БД

«Программный модуль «Клиентское приложение»

РФ

2006610558

27.01.2006

Электронные лотереи

Пр ЭВМ / БД

«Интерактивная база данных «ЛОТО» («ИАБД «ЛОТО»)

РФ

2006620043

27.01.2006

Электронные лотереи

Пр ЭВМ / БД

«Программный комплекс «Система электронных лотерей «ELECTROLOTO»

РФ

2006614293

16.11.2006

Электронные лотереи

Пр ЭВМ / БД

«Интерактивная база данных «ELECTROLOTO» («ИАБД«ELECTROLOTO»)

РФ

2006620381

16.11.2006

Бинго-зал

ИЗ

Способ проведения лотереи в электронном лотерейном комплексе

РФ

 

30.06.2011

Вендинг

Пр ЭВМ / БД

Универсальный программный модуль для генерации лотерейных игровых полей -LOTGenerator

РФ

2009613695

13.05.2009

Вендинг

Пр ЭВМ / БД

Сервис для управления вендинговым аппаратом для реализации лотерейных билетов

РФ

2009613955

28.05.2009

Вендинг

Пр ЭВМ / БД

Программный модуль "Сервер" системы "Электронные лотереи" 

РФ

 

 

Вендинговое оборудование (бумажные лотереи)

ПМ

Система для проведения лотерей (варианты)

РФ

98694

10.09.2009

Вендинговое оборудование (бумажные лотереи)

ИЗ

Игровой автомат 

РФ

2352993

26.10.2007

Вендинговое оборудование (бумажные лотереи)

ПМ

Игровой автомат 

РФ

73521

01.11.2007

Вендинговое оборудование (бумажные лотереи)

ПМ

Игровой автомат 

РФ

76735

13.05.2008

Вендинговое оборудование (бумажные лотереи)

ПМ

Игровой автомат 

РФ

77710

19.06.2008

Вендинговое оборудование (бумажные лотереи)

ПМ

Вендинговый автомат

РФ

80256

19.06.2008

Вендинговое оборудование (бумажные лотереи)

ПМ

Вендинговый автомат

РФ

85711

19.06.2008

Вендинговое оборудование (электронные лотереи)

ПМ

Система терминалов для получения лотерейного выигрыша и терминал для получения лотерейного выигрыша

РФ

80608

02.09.2008

Вендинговое оборудование (электронные лотереи)

ПМ

Лотерейный терминал (варианты)

РФ

82055

10.12.2008

Вендинговое оборудование (электронные лотереи)

ПМ

Лотерейный терминал (варианты)

РФ

82054

10.12.2008

Вендинговое оборудование (электронные лотереи)

ПМ

Корпус лотерейного терминала (варианты)

РФ

82567

10.12.2008

Вендинговое оборудование (электронные лотереи)

пм

Лотерейный терминал

РФ

82056

10.12.2008

Вендинговое оборудование (электронные лотереи)

ПО

Лотерейный терминал типа "столбик" (варианты)

РФ

75565

10.12.2008

Вендинговое оборудование (электронные лотереи)

ПМ

Лотерейная система для проведения лотереи в торговом павильоне (варианты) и торговый павильон (варианты)

РФ

85356

26.02.2009

Вендинговое оборудование (электронные лотереи)

ПМ

Лотерейная система для проведения лотереи в торговом павильоне (варианты) и торговый павильон (варианты)

РФ

84243

26.02.2009

Вендинговое оборудование (электронные лотереи)

ПМ

Лотерейная система (варианты)

РФ

84244

26.02.2009

Вендинговое оборудование (электронные лотереи)

ПМ

Лотерейная система для проведения лотереи в торговом павильоне (варианты) и торговый павильон (варианты)

РФ

84245

26.02.2009

Вендинговое оборудование (электронные лотереи)

ПМ

Лотерейный киоск (варианты)

РФ

85354

31.03.2009

Вендинговое оборудование (электронные лотереи)

ПМ

Лотерейный терминал

РФ

88466

31.03.2009

Вендинговое оборудование (электронные лотереи)

ПМ

Лотерейный терминал

РФ

85355

31.03.2009

Вендинговое оборудование (электронные лотереи)

ПМ

Платежная система (варианты)

РФ

85353

29.04.2009

Вендинговое оборудование (электронные лотереи)

ПМ

Платежная система (варианты)

РФ

90694

29.04.2009

Вендинговое оборудование (электронные лотереи)

ПМ

Система для приема платежей, торговый киоск с системой для приема платежей, купюроприемник системы для приема платежей 

РФ

90695

30.06.2009

Вендинговое оборудование (электронные лотереи)

ПМ

Система для выплаты лотерейных выигрышей

РФ

89823

10.09.2009

Вендинговое оборудование (электронные лотереи)

ПМ

Игровой автомат 

РФ

74503

03.12.2007

Вендинговое оборудование (электронные лотереи)

ПМ

Автомат электронных лотерей

РФ

80605

02.09.2008

Вендинговое оборудование (электронные лотереи)

ПМ

Система для проведения лотерейного розыгрыша с использованием платежного терминала

РФ

80606

02.09.2008

Лотерейный клуб

ИЗ

Игровая система

РФ

2360722

11.10.2007

Лотерейный клуб

ПМ

Лотерейный билет

РФ

73214

03.12.2007

Лотерейный клуб

ПМ

Игровой автомат 

РФ

74302

03.12.2007

Лотерейный клуб

ПМ

Игровая система

РФ

79046

01.07.2008

Лотерейный клуб

ПМ

Игровая система c  внешним блокиратором и считывающим устройством, размещенным в вендинговом автомате

РФ

79696

09.07.2008

Лотерейный клуб

ПМ

Игровая система c  внешним блокиратором и считывающим устройством, размещенным в игровом автомате

РФ

79697

09.07.2008

Лотерейный клуб

ПМ

Игровая система с блокиратором, размещенном в игровом автомате с вендинговвым устройством

РФ

81356

09.07.2008

Лотерейный клуб

ПМ

Игровая система с внешним блокиратором и внешним считывающим устройством

РФ

79202

09.07.2008

Лотерейный клуб

ИЗ

Игровой комплекс

РФ

2381558

30.07.2008

Лотерейный клуб

ПМ

Игровой комплекс

РФ

82901

06.08.2008

Лотерейный клуб

Пр ЭВМ / БД

Сервис для взаимодейсвия с программно -технической системой "Блокиратор игрового автомата"

РФ

2009139956

28.05.2009

Лотерейный клуб

ПМ

Комплект лотерейного оборудования для проведения розыгрыша стимулирующей лотереи (варианты) и игровой лотерейный комплекс для проведения розыгрыша стимулирующей лотереи  (варианты)

РФ

89822

06.08.2009

Лотерейный клуб

ПМ

Игровая плата и игровое устройство

РФ

93291

15.12.2009

Лотерейный клуб

ПМ

Игровой лотерейный комплекс

РФ

96494

05.02.2010

Лотерейный клуб

ПМ

Лотерейный комплекс для проведения бестиражных лотерей 

РФ

99983

15.07.2010

Лотерейный клуб

ПМ

Лотерейный комплекс для проведения электронной лотереи и/или стимулирующей лотереи  

РФ

99985

15.07.2010

Лотерейный клуб

ПМ

Лотерейный комплекс для проведения бестиражной лотереи и/или стимулирующей лотереи  

РФ

99984

15.07.2010

Лотерейный клуб

ПМ

Лотерейный комплекс для проведения электронных лотерей   

РФ

99981

15.07.2010

 

 

 



Просмотрено: 1359 раз

Версия для печати | Обсудить на форуме

Все новости