Руководитель УФНС по г. Москве Марина Третьякова утвердила новый порядок проверки лотерей. Из приказа следует, что практически всем лотереям в Москве грозят внеплановые проверки. Их разрешено назначать приказом руководителя налоговой инспекции «в соответствии с поручениями президента и правительства». В случае если при проверке негосударственной лотереи будут выявлены нарушения, чиновникам предписано аннулировать разрешения и судиться с организатором.
Новый приказ УФНС по г. Москве от 30 марта 2011 г. № 153 «Об утверждении Временного порядка проведения проверок организаторов (операторов) лотерей» заменит принятый еще в 2009 г. соответствующий приказ «для служебного пользования». Документом определена методика проверки, а также основания для назначения внеплановых ревизий — в основном негосударственных и стимулирующих лотерей. Список плановых проверок заранее утверждается прокуратурой и публикуется на ее сайте.
Согласно новому приказу УФНС, внеплановая проверка может быть назначена не только по сигналу доброжелателя, но и по решению руководителя инспекции «в соответствии с поручениями президента и правительства». Кроме того, внепланово должны проверять всех организаторов лотерей, к которым ранее были претензии налоговиков.
В случае неоднократного или грубого невыполнения организатором негосударственной лотереи предписаний налоговиков проверяющие обязаны обратится в суд с заявлением об отзыве выданного разрешения на проведение лотереи. Кроме того, они должны уведомить центральный аппарат ФНС, чтобы оперативно приостановить действие разрешения до вступления в законную силу решения суда. Как поступать с нарушителями — государственными лотереями, в приказе не говорится.
По мнению Ивана Белова, юриста АКГ «МЭФ-Аудит», новый документ вряд ли поможет в деле борьбы с незаконными лотереями. Во-первых, такие лотереи в реестре в принципе не регистрируются. Во-вторых, существует ряд способов замаскировать стимулирующую лотерею под различного рода творческие конкурсы с сомнительной системой оценки результатов, оформлением выигрыша в качестве обязательного подарка покупателю, а также с применением непрозрачных алгоритмов выявления победителя. Такие методы используются продавцами товаров или услуг, как правило, с целью устранения фактора случайности — основного признака лотереи.