№ 156146-3, вносится депутатом Государственной Думы И.Ю. Динесом
(внесен 27.11.2001, принят в первом чтении 16.09.2003)
В целях защиты прав и свобод граждан, упорядочения проведения азартных игр и пари на территории Российской Федерации настоящий Федеральный закон устанавливает единые правовые основы федеральной политики в области игорного бизнеса.
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на порядок проведения лотерей.
Законодательство Российской Федерации об игорном бизнесе состоит из настоящего Федерального закона, а также законов субъектов Российской Федерации, принятых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Законы субъектов Российской Федерации в области игорного бизнеса не могут противоречить настоящему Федеральному закону.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
игорный бизнес - предпринимательская деятельность, не являющаяся реализацией товаров, работ или услуг, связанная с извлечением игорным заведением дохода от эксплуатации игорного оборудования, а также дохода от участия в азартных играх и пари в виде выигрыша;
игорное заведение - организация, в которой на основании лицензии могут проводиться азартные игры и пари, а также игры с призовым фондом: казино, электронное казино, тотализатор, букмекерская контора, зал игровых автоматов;
участник - физическое лицо, принимающее непосредственное участие в азартных играх и пари, а также играх с призовым фондом, проводимых игорным заведением;
азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с игорным заведением по правилам, установленным игорным заведением, исход которого зависит от обстоятельств, на наступление которых стороны имеют возможность влиять своими действиями;
пари - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с игорным заведением, исход которого зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет;
игра с призовым фондом - основанная на риске игра между участниками за призовой фонд, результат которой заранее не определен (бинго, лото);
игровой стол - специально оборудованное место в игорном заведении, предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша, в которых игорное заведение через своих представителей участвует как сторона или как организатор;
игровой автомат - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное и иное техническое оборудование), установленное в игорном заведении, используемое для проведения азартных игр и пари с денежным выигрышем без участия в указанных играх представителей игорного заведения, исход игры в котором определяется случайным образом генератором случайных чисел;
игорное оборудование - устройство (механическое, электрическое, электронное и иное), предназначенное для проведения основанных на риске игр;
касса - специально оборудованное место в игорном заведении (тотализаторе или букмекерской конторе), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате;
выигрыш - экономическая выгода в виде денег или иного имущества, в том числе имущественных прав, самостоятельно определяемая участником как положительная разница между суммами средств уплаченных и полученных в азартной игре или пари;
призовой фонд - денежная сумма, сформированная за счет средств участников и объявленная им до начала игры, которая остается неизменной в процессе игры и распределяется одновременно между всеми участниками по окончании игры;
представители игорного заведения (сотрудники игорного заведения) - лица, состоящие в трудовых или гражданско-правовых отношениях с игорным заведением;
игровой жетон (билет) - документ, то есть зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими идентифицировать ее принадлежность игорному заведению, подтверждающий намерение игрока участвовать в азартной игре или пари по правилам, установленным игорным заведением;
казино - игорное заведение, в котором с использованием игровых столов для карточных игр и рулетки, игровых автоматов, а также иного игорного оборудования могут проводиться любые азартные игры и пари, а также игры с призовым фондом, в которых игорное заведение является участником или наблюдателем;
электронное казино - игорное заведение, в котором с использованием ЭВМ и программного обеспечения неограниченному кругу лиц предоставляется возможность сетевым способом в режиме реального времени из любого места на территории Российской Федерации и за ее пределами принять участие в азартной игре и узнать ее результат;
тотализатор - игорное заведение, в котором заключаются взаимные пари между всеми участниками на исход события, результат которого заранее не определен;
букмекерская контора - игорное заведение, в котором заключаются пари между всеми участниками и игорным заведением на исход события, результат которого заранее не определен;
зал игровых автоматов - игорное заведение, расположенное в отдельном помещении, в нескольких взаимосвязанных помещениях либо занимающее часть помещения, в котором для проведения азартных игр используются только игровые автоматы.
Деятельность в сфере игорного бизнеса могут осуществлять индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, созданные и зарегистрированные на территории Российской Федерации, на основании лицензии на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений.
организация и содержание казино;
организация и содержание электронного казино;
организация и содержание тотализатора;
На территории Российской Федерации разрешены следующие виды деятельности в сфере игорного бизнеса:
организация и содержание букмекерской конторы;
содержание зала игровых автоматов.
Осуществление не перечисленных в настоящей статье видов деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Российской Федерации запрещено.
Деятельность в сфере игорного бизнеса подлежит обязательному лицензированию в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и настоящим Федеральным законом.
При намерении осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса лицензиат обязан предоставить в лицензирующий орган следующие сведения:
а) наименование, организационно-правовая форма и место нахождения - для юридического лица;
б) фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;
в) лицензируемая деятельность;
г) идентификационный номер налогоплательщика;
д) место осуществления лицензируемой деятельности (адрес игорного заведения);
е) дата предполагаемого начала осуществления лицензируемой деятельности;
ж) справка о наличии игрового оборудования, с учетом требований статьи 10 настоящего Федерального закона;
з) сведения о составе учредителей:
Ф.И.О. - для учредителей физических лиц;
наименование - для учредителей юридических лиц.
Лицензия выдается отдельно на каждый разрешенный статьей 5 вид деятельности в сфере игорного бизнеса за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Лицензия на организацию и содержание казино предоставляет право на организацию и проведение в игорном заведении всех разрешенных настоящим Федеральным законом видов деятельности без получения дополнительных лицензий, за исключением лицензии на организацию и содержание электронного казино.
Лицензия на организацию и содержание электронного казино может быть выдана только игорному заведению, имеющему лицензию на организацию и содержание казино.
Размеры лицензионных сборов определяются законодательством Российской Федерации.
На территории Российской Федерации посетителям игорных заведений запрещено:
приносить в игорные заведения отравляющие и взрывоопасные вещества, а также холодное, газовое и огнестрельное оружие независимо от наличия разрешения на право его ношения (за исключением сотрудников правоохранительных органов, имеющих табельное оружие и находящихся в игорном заведении в связи с исполнением ими служебных обязанностей);
входить в служебную зону, а также на рабочие места сотрудников игорного заведения;
вести кино-, фото- и видеосъемки без разрешения игорного заведения;
посещать заведения в состоянии наркотического опьянения.
Игорное заведение вправе устанавливать дополнительные ограничения на свободное посещение игорного заведения.
Представители игорного заведения имеют право потребовать от любого посетителя игорного заведения, нарушающего установленные игорным заведением правила посещения игорного заведения и проведения азартных игр и пари, а также положения настоящего закона, немедленно покинуть игорное заведение без объяснения причин.
Правила посещения игорных заведений размещаются в доступном для посетителей месте.
Азартные игры и пари проводятся по правилам, установленным игорным заведением.
Правила проведения игр и (или) пари размещаются в игорных заведениях в доступном для посетителей месте.
Срок для выплаты выигрыша устанавливается игорным заведением правилами проведения азартных игр и (или) пари, а если срок в этих правилах не указан, не позднее десяти дней с момента определения результатов игры и (или) пари. Если выигрыш не будет востребован игроком в установленный срок, обязательство игорного заведения по выплате выигрыша прекращается.
Участие в азартной игре или пари осуществляется с использованием игровых жетонов либо любых платежных средств. Обязательные реквизиты игровых жетонов, в том числе их стоимость, утверждаются приказом руководителя игорного заведения.
Лица, не достигшие 18 лет, не могут участвовать в азартных играх и пари.
Игорные заведения могут быть размещены только в нежилых помещениях. Запрещено размещать игорные заведения в зданиях действующих образовательных, медицинских и культовых учреждений.
Игорные заведения обязаны уведомлять лицензирующий орган исполнительной власти РФ и уполномоченный орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ о каждом новом адресе, по которому осуществляется деятельность в сфере игорного бизнеса. Уведомление должно быть направлено в лицензирующий орган исполнительной власти РФ и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в срок не позднее 10 дней с момента начала осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса.
Режим работы устанавливается игорным заведением самостоятельно. При круглосуточном режиме работы игорного заведения должен быть предусмотрен технический перерыв.
Место нахождения финансово-хозяйственной документации игорного заведения определяется игорным заведением самостоятельно за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Сотрудниками игорного заведения, которые принимают непосредственное участие в азартных играх и пари, не могут быть лица, не достигшие 18 лет.
Соответствие оборудования, используемого игорным заведением в процессе проведения азартных игр и пари, подлежащего обязательной сертификации, установленным требованиям должны подтверждаться документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о сертификации.
Не допускается установление иных, не предусмотренных настоящим Федеральным законом требований и условий к игорным заведениям, при осуществлении ими деятельности в сфере игорного бизнеса.
Во вновь создаваемых казино должно быть установлено в населенных пунктах с численностью населения:
от одного до двух миллионов человек - не менее 10 игровых столов и 5 игровых автоматов;
от двух и более миллионов человек - не менее 30 игровых столов и 15 игровых автоматов.
Помещения казино должны состоят из зоны обслуживания посетителей и зоны служебных помещений. Азартные игры и пари в казино проводятся только в зоне обслуживания посетителей.
Ставки в казино могут осуществляться игровыми жетонами или платежными средствами, находящимися в обращении на территории Российской Федерации. Стоимость игровых жетонов устанавливается игорным заведением самостоятельно.
Обмен денег на игровые жетоны для участия в азартной игре и пари равно как выдача денег в обмен на игровые жетоны могут производиться в кассе казино. По требованию игрока казино обязано выдать ему документ, подтверждающий получение денежной суммы в обмен на игровые жетоны.
Казино обязано предоставлять своим посетителям услуги общественного питания (услуги бара или ресторана). При этом, указанные услуги могут оказываться как самостоятельно, так и в рамках договоров со сторонними лицами.
Электронное казино считается расположенным на территории Российской Федерации, а субъект игорного бизнеса осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, если электронное казино расположено на компьютерном сервере (ЭВМ), находящемся на территории Российской Федерации.
Оплата ставки и выплата выигрыша в электронном казино может производиться как обычными средствами платежа, так и с помощью платежных систем, предполагающих передачу данных через сеть.
В состав обязательных сообщений, выводимых на мониторе электронного казино для участников, должна быть включена следующая информация:
реквизиты лицензии на содержание электронного казино и наименование лицензионного органа, выдавшего лицензию, телефоны;
юридический адрес предприятия, осуществляющего на основании лицензии данный вид деятельности, а также информацию о лицензии на организацию и содержание казино, которой обладает данная организация;
сообщение о том, что доступ к данному электронному казино запрещен резидентам тех стран, в которых азартные игры запрещены законом, и лицам, не достигшим 18 лет;
правил игры, включая информацию о порядке принятия ставок и выплаты выигрыша;
место нахождения сервера (ЭВМ) электронного казино (адрес и телефон).
Ответственность за достоверность представленной на сервере информации несет игорное заведение.
Тотализатор и букмекерская контора самостоятельно определяют события, на исход которого заключаются пари.
Сумма, выплачиваемая игрокам в виде выигрыша по результатам заключения взаимных пари в тотализаторе, не может быть менее 50% от общей суммы принятых ставок.
Игорное заведение вправе создать сеть отдельных территориально обособленных пунктов приема ставок, которая позволит участникам, заключившим пари в разных пунктах играть между собой (в букмекерской конторе - с игорным заведением), при этом учет и обобщение общей суммы сделанных ставок и размера выигрышей определяются в единой кассе тотализатора (кассе букмекерской конторы).
В зале игровых автоматов должно быть установлено не менее 5 игровых автоматов, за исключением залов игровых автоматов, расположенных в казино.
Игровые автоматы, установленные в зале игровых автоматов, а также в разных залах могут объединяться в единую систему. Не допускается использование в игорных заведениях игровых аппаратов, в которых исход игры определяется не случайным образом.
Ставки в зале игровых автоматов делаются жетонами или любыми платежными средствами, в случае оснащения игровых автоматов устройством по приему денежных купюр или монет, или в кредит, то есть путем внесения игроком в кассу соответствующей суммы денежных средств и установления представителем игорного заведения на игровом автомате количества оплаченных ставок.
По требованию игрока представитель игорного заведения обязан выдать ему документ, подтверждающий получение денежной суммы из кассы зала игровых автоматов.
Саморегулируемая организация субъектов игорного бизнеса является добровольным объединением игорных заведений, созданным и действующим в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Саморегулируемая организация может быть создана субъектами игорного бизнеса для обеспечения их деятельности, соблюдения требований и условий осуществления игорного бизнеса в Российской Федерации, а также защиты интересов игорных заведений и игроков.
Внести в Федеральный закон от 13 июля 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, 3430) "О лицензировании отдельных видов деятельности" следующие изменения:
абзац пункта1 статьи 17 "организация и содержание тотализаторов и игорных заведений;" изложить в следующей редакции: "деятельность в сфере игорного бизнеса (организация и содержание казино, электронного казино, тотализатора, букмекерской конторы, зала игровых автоматов)".
Настоящий Федеральный закон вступает со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации
Игорный бизнес как вид легальной предпринимательской деятельности появился в России в начале 90-х годов. Его развитие было достаточно бурным и носило во многом стихийный характер. На настоящий момент игорные заведения существуют практически в каждом субъекте Российской Федерации (по состоянию на начало 2001 года они зарегистрированы в 75 субъектах).
Несмотря на довольно долгий срок своего легального существования, игорный бизнес в России продолжает оставаться законодательно неурегулированной отраслью предпринимательства. Сейчас регулирование данной отрасли осуществляется рядом федеральных подзаконных нормативных актов, а также подзаконными нормативными актами субъектов Российской Федерации, что не обеспечивает необходимого уровня регулирования и контроля в сфере игорного бизнеса.
В силу специфики данной отрасли предпринимательства традиционным является достаточно жесткое отношение со стороны государства к вопросу организации и осуществлению игорного бизнеса. Это проявляется в том, что в случае разрешения государством организации азартных игр и пари, максимально четко определяется порядок такой деятельности в целях предупреждения неконтролируемого увеличения числа игорных заведений, защиты участников от злоупотреблений со стороны организаторов игр и пари, а также для обеспечения достижения государством фискальных целей. Такое отношение к проведению игр и пари воспринято и российским законодательством, что нашло отражение в рассматриваемом законопроекте.
Целям обеспечения эффективного правового регулирования отношений в сфере игорного бизнеса и его единообразия в данном проекте закона служат прежде всего следующие моменты.
Во-первых, включение в закон довольно обширного перечня основных понятий в сфере игорного бизнеса, целью определения которых является необходимость устранения множественности их толкования и придания правового статуса отдельным элементам, которые ранее не подвергались правовому регулированию.
Во-вторых, это четкое исчерпывающее определение и закрепление разрешенных в Российской Федерации видов деятельности в сфере игорного бизнеса. Это организация и содержание казино, электронного казино, тотализатора, букмекерской конторы и зала игровых автоматов. Обязательным условием осуществления этих видов деятельности является получение лицензии.
Статья 6 законопроекта определяет специальные требования к лицензированию видов деятельности в сфере игорного бизнеса по сравнению с общими требованиями, содержащимися в ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". В частности, лицензия выдается отдельно на осуществление каждого вида деятельности, при этом лицензия на организацию и содержание казино является, по сути, генеральной и представляет ее владельцу возможность заниматься всеми остальными видами деятельности в данной сфере.
Законопроект устанавливает как общие: статьи 7, 8, 13 и 14, - так и специальные (в зависимости от вида игорного заведения): статьи 9-12, - требования к местонахождению, режиму работы, посещению игорных заведений и организации игр и пари в этих заведениях.
В частности, запрещается создание игорных заведений в жилых помещениях, действующих детских и учебных учреждениях, в помещениях медицинских и культовых организаций. В качестве специальных положений, на которые следовало бы обратить внимание можно отметить: обязанность организаторов игорных заведений размещать в доступных для участников игр и пари местах правила посещения игорных заведений и правила проведения игр и пари, а также обязанность по требованию участников игр и пари выдавать справки, подтверждающие размеры полученных в результате участия в играх и пари денежных средств. Первая обязанность позволяет защитить участников игр и пари от злоупотреблений со стороны их организаторов, а вторая обязанность - облегчить порядок налогообложения соответствующих категорий доходов.
Новеллой для российского законодательства является включение в данный закон норм относительно электронных казино. Данный вид игорного бизнеса сейчас является одной из наиболее быстро разрастающихся и одной из наименее поддающихся контролю отраслей. Поэтому определение правового режима электронных казино и решение вопроса о порядке их организации является неоспоримым достижением данного закона.
Статья 14 посвящена саморегулируемым организациям, создание которых возможно для защиты общих интересов организаторов игр и пари, для выработки на уровне этих организаций требований к их участникам, учитывающих обобщенный опыт деятельности игорных заведений, для контроля над деятельностью организаторов игр и пари, а также рассмотрения жалоб участников азартных игр и пари и принятия по ним соответствующих мер.
При принятии закона предлагается внести поправки в ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", что обусловлено необходимостью обеспечения надлежащего контроля за созданием игорных заведений.
Внести в Федеральный закон от 13 июля 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, 3430) следующие изменения:
в пункт 1 статьи 17
абзац "организация и содержание тотализаторов и игорных заведений;" изложить в следующей редакции:
"деятельность в сфере игорного бизнеса (организация и содержание казино, электронного казино, тотализатора, букмекерской конторы, зала игровых автоматов)".
Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона № 156146-3 "Об игорном бизнесе в Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы Динесом И.Ю., и отмечает.
Рассматриваемый проект федерального закона имеет своей целью обеспечить эффективное правовое регулирование отношений в сфере игорного бизнеса.
В законопроекте определены основных понятий в сфере игорного бизнеса, приведен исчерпывающий перечень разрешенных в Российской Федерации видов деятельности в сфере игорного бизнеса, установлены требования к игорным заведениям, определены основные функции саморегулирующихся организаций в сфере игорного бизнеса, создаваемых в целях защиты общих интересов организаторов игр и пари.
Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству в целом поддерживает концепцию законопроекта и считает, что его принятие позволит эффективно решить проблему правового регулирования в сфере игорного бизнеса.
В то же время, ряд положений законопроекта нуждается в уточнении и дополнительном обсуждении, а также увязке с Гражданским кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации и др. Однако, все указанные выше недостатки могут быть решены в рамках рассматриваемой концепции при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона № 156146-3 "Об игорном бизнесе в Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы Динесом И.Ю.
Председатель Комитета Г.А. Томчин
В части семнадцатой статьи 3 законопроекта тотализатор определяется как игорное заведение, в котором заключаются взаимные пари между всеми участниками и игорным заведением на исход события, результат которого заранее не определен. При этом из статьи 4 законопроекта следует, что понятия тотализатор и игорные заведения не являются тождественными, поскольку в указанной статье они используются раздельно. Кроме того, определение, данное в статье 3 законопроекта, не согласуется с пунктом 1 статьи 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором тотализатор определяется как основанная на риске игра.
Основные понятия, используемые в законопроекте и указанные в статье 3 законопроекта, можно было бы согласовать с понятиями, определенными в статье 364 Налогового кодекса Российской Федерации (например, с такими понятиями, как "игорный бизнес", "игровой стол", "игровой автомат", и др.).
В статье 4 слова "организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений." можно было бы заменить словами "осуществление игорного бизнеса.".
Представляется недостаточно обоснованным установление в статье 5 законопроекта закрытого перечня видов деятельности в сфере игорного бизнеса.
Наименование статьи 6 "Порядок осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса" не полностью соответствует содержанию указанной статьи, в которой фактически регулируются вопросы лицензирования деятельности в сфере игорного бизнеса. При этом на Правительство Российской Федерации возлагается только лишь определение лицензионных условий в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". Данное положение не в полной мере соответствует статьям 3, 5, 6 названного Закона, определяющим, что Правительство Российской Федерации утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности, в которых устанавливаются лицензионные требования и условия, порядок осуществления полномочий лицензирующих органов и решаются другие вопросы. В частности, в Положении о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2002 года № 525, определены лицензирующий орган (в данном случае - Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту) и регламентированы его полномочия, установлены срок действия лицензии, лицензионные требования и условия, документы, необходимые для получения лицензии и другие вопросы.
Использование различных обозначений одних и тех же органов в статьях 6, 9 и 14 законопроекта ("уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации", "лицензирующий орган исполнительной власти РФ", "уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации", "лицензирующий орган", "лицензионный орган" и т.п.) не позволяет однозначно идентифицировать эти органы и определять объем их полномочий. Например, если рассматривать "лицензирующие органы", то следует иметь в виду, что согласно статье 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" ими признаются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с указанным Законом. При этом следует помнить, что согласно статье 5 указанного Закона, определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, а также устанавливающих виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, относится к компетенции Правительства Российской Федерации. Между тем, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 года № 135, игорный бизнес не включен в перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется на уровне субъектов Российской Федерации. Поэтому использование в законопроекте понятия "уполномоченный орган субъекта Российской Федерации" представляется неправомерным.
Кроме того, поскольку полномочия лицензирующего органа уже нашли отражение в вышеназванных Законе (статья 6 и другие) и Положении (пункты 2, 5, 6, 7 и другие), то их определение в данном законопроекте в случае его принятия может повлечь конкуренцию и коллизию указанных норм.
Представляется, что установление в статье 6 законопроекта предельных размеров лицензионных сборов является предметом регулирования законодательства о налогах и сборах, в частности, специальной главы Налогового кодекса Российской Федерации, посвященной государственной пошлине.
Часть пятую статьи 7 законопроекта после слов "наркотического" рекомендуется дополнить словами "и алкогольного".
В части второй статьи 9 законопроекта вместо аббревиатуры "РФ" рекомендуется использовать полное наименование - "Российская Федерация" в соответствующих падежах.
В части пятой статьи 10 требуют уточнения слова "платежные средства, находящиеся в обращении на территории Российской Федерации". При этом следует иметь в виду, что на территории Российской Федерации законным средством платежа является рубль.
В части седьмой статьи 10 законопроекта предусматривается обязанность казино предоставлять услуги общественного питания. Однако, данное требование не соответствует характеру деятельности казино как игорного заведения и в определенной мере ставит его в неравное положение с другими субъектами игорного бизнеса, а также ограничивает его возможность самостоятельно, своей волей и в своем интересе реализовывать свои гражданские права, в том числе на занятие какой-либо деятельностью. Это положение противоречит основным началам гражданского законодательства, предусмотренным в статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статья 14 законопроекта определяет, что "саморегулируемая организация субъектов игорного бизнеса является добровольным объединением игорных заведений, созданным и зарегистрированным в установленном настоящим Федеральным законом порядке". Таким образом, учитывая положения части третьей статьи 3 законопроекта, где дается перечень игорных заведений, к которым, в частности, относится и зал игровых автоматов, следует, что саморегулируемой организацией субъектов игорного бизнеса может считаться также добровольное объединение :залов игровых автоматов. Однако, залы игровых автоматов не могут быть субъектами таких правоотношений. Таким образом, с учетом изложенного, положения статьи 14 законопроекта требуют уточнения.
Кроме того, порядок создания и регистрации саморегулируемых организаций, о котором упоминается в рассматриваемой статье, в тексте законопроекта отсутствует. В связи с этим полагаем возможным предусмотреть в тексте законопроекта отсылку к Федеральному закону "О некоммерческих организациях", определяющему статус некоммерческой организации в зависимости от их организационно-правовой формы. Вместе с тем, из полномочий данной организации следует исключить право ходатайствовать перед лицензирующим органом о выдаче (приостановлении или аннулировании) лицензии на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса, поскольку Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" данные вопросы решает иначе. Одним из основных принципов осуществления лицензирования является установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации. Поэтому вопросы лицензирования не должны быть предметом регулирования иного закона, кроме Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". В случае, если определенный вид деятельности требует установления особых правил лицензирования, то, как сказано в статьях 3 и 1 указанного Закона, на него действие этого Закона не распространяется.
Статью 17 проекта предлагается исключить как излишнюю, поскольку в соответствии с частью третьей статьи 90 и частью первой статьи 115 Конституции Российской Федерации нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам, что обусловливает необходимость приведения указанных актов в соответствие с принятыми федеральными законами. Кроме указанных замечаний, следует также отметить, что данный законопроект требует серьезной технико-юридической и лингвостилистической доработки.
Заместитель начальника Управления М.В. Деменков
В представленном проекте ряд замечаний и рекомендаций, высказанных Правовым управлением в заключении от 19.02.03г. № 2.2-1/5111, учтены. Но некоторые положения проекта по-прежнему нуждаются в доработке, как с правовой точки зрения, так и в части редакции.
1. Требует конкретизации предмет регулирования будущего закона. С учетом содержания статей 9, 14 и других полагаем, что речь должна идти об установлении правил организации игорного дела и требований к участникам возникающих при этом отношений.
2. Изменение в определении вида деятельности, подлежащего лицензированию (статья 15 проекта), следует учесть в статье 4 проекта, которая также содержит положение о лицензировании. Кроме того, перечень сведений, представляемых соискателем лицензии в лицензирующий орган (статья 6 проекта), необходимо согласовать с соответствующими положениями Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", поскольку в отличие от Закона проект не предусматривает, например, сведения о регистрации индивидуального предпринимателя, сведения об уплате лицензионного сбора.
3. Целесообразно уточнить состав субъектов игорного бизнеса. Согласно статье 4 проекта таковыми могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Но анализ правового положения игорного заведения (статьи 3, 7, 9, 14 проекта) позволяет предположить, что участниками указанной деятельности являются только юридические лица.
4. Среди игорных заведений проект называет тотализатор, что не соответствует существующему легальному определению тотализатора как игры, основанной на риске (пункт 1 статьи 1063 ГК РФ).
5. Проект предусматривает обязанность казино предоставлять услуги общественного питания. Полагаем, что данное требование не отвечает характеру деятельности казино как игорного заведения и в определенной мере ставит его в неравное положение с другими субъектами игорного бизнеса, а также ограничивает возможность самостоятельно, своей волей и в своем интересе реализовывать свои гражданские права, в том числе на занятие какой-либо деятельностью (статья 1 ГК РФ).
6. Согласно статье 29 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" банкноты и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. С учетом данного положения необходимо уточнить смысловое содержание части третьей статьи 10 законопроекта, так как используемое в ней понятие "платежные средства, находящиеся в обращении на территории Российской Федерации" может иметь различное толкование. Возможно, следует определить, что понимается под этими платежными средствами, или отказаться от использования подобной абстрактной по содержанию юридической конструкции.
В части третьей статьи 13 законопроекта, учитывая терминологию Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", вместо слов "денежных купюр" следует указать "банкнот (банковских билетов)".
Заместитель начальника Управления Н.Д. Шевченко
Версия для печати | Обсудить на форуме
Все новости